Психолог Геннадий Малейчук о роли значимых других и о том, какие следы в нашей душе они оставляют, и как с этим быть.
Спускаясь к великой реке Мы все оставляем следы на песке… Машина Времени
В терапии рано или поздно приходится встречаться с этими следами. Причем, как правило, что неудивительно, со следами не самыми «чистыми». Поскольку самыми значимыми для ребенка людьми являются его родители, то самый большой вклад здесь принадлежит именно им. И психотерапевту порой нужно немало времени, чтобы «подчистить эти следы». Считаю, что психотерапевтам всего мира нужно собраться и поставить памятник «Родителям клиента» в знак благодарности за то, что у них есть и всегда будет работа.
Какие следы в жизни человека оставляют значимые люди
Есть такое выражение в психотерапии: «Родители не умирают никогда». Здесь понятно речь идет не о реальной бесконечной жизни этих важных для нас людей, а об их виртуальной представленности в нашей психической реальности. А реальность психическая, как известно, живет по своим, отнюдь не материальным законам.
Больше всего в исследовании этой области преуспели представители психоанализа, точнее того его направления, которое называется «Теория объектных отношений». Суть его в двух словах состоит в том, что наша психика состоит из внутренних объектов, представляющих собой интернализированные (усвоенные) внешние объекты.
Повезло поистине тем людям, у которых были любящие, принимающие, поддерживающие родители. В их субъективной реальности царит гармония и согласие. Они, став взрослыми, оказываются способными к позитивной оценке себя, самоподдержке, самоуважении, самопринятии. Им не нужно дополнительно тратить энергию жизни на работу со своими внутренними конфликтами. Их хороший внутренний Родитель, подобно волшебному талисману, поддерживает и оберегает их и после ухода из жизни родителей реальных.
Совсем по-другому обстоит дело у тех людей, чьи родители оказались не таким «хорошими»: обесценивающими, критикующими, отвергающими, унижающими, обвиняющими, стыдящими, упрекающими… И их след в жизни человека оказался из области «наследить». Тогда в душе ребенка формируется часть «плохой» внутренний Родитель.
Как же такие «следы других» проявляются в жизни человека?
Чаще всего в виде внутренней рассогласованности, нецелостности Я. Результатом такой нецелостности могут быть внутренние противоречия (например, между Хочу и Надо), и даже внутренние конфликты.
Внутренний Родитель может проявляться также в различных вариантах негативного «само»:
- Повышенной самокритичности;
- Негативной самооценке;
- Излишнем самоконтроле;
- Неспособности к самоподдержке;
- Отсутствии самоуважения;
- Невозможности самолюбви (любви к себе).
Это может причиной повышенной мобилизации, неспособности расслабиться и в целом проявляться в форме самонасилия над собой.
Родительские следы можно обнаружить в тех случаях, когда вы себя пугаете, обесцениваете, вините, стыдите, контролируете, упрекаете.
Наиболее типичными причинами обращения к терапевту будут здесь следующие:
- Неустойчивая самооценка;
- Неудовлетворенность жизнью;
- Отсутствие радости в жизни;
- Неспособность расслабиться;
- Ощущение «не своей жизни».
Пример. Клиент пришел на терапию с проблемой невозможности расслабиться. Он постоянно находится в режиме «Быстрее, выше, сильнее!». Отдых, расслабление воспринимаются им как страх застоя, отсутствия движения вперед. К примеру, он на протяжении многих лет, занимаясь физическим совершенствованием, встает каждое утро в 5 часов и делает комплекс упражнений в течение часа. Без каких-либо исключений из правил. В расчет не принимаются ни состояние здоровья, ни самочувствие, ни тем более выходные-праздники… В те редкие случаи, когда у него не получается это сделать, он занимается самообвинением. Внутренний Родитель этого клиента не позволяет ему расслабиться, контролируя, требуя от него новых достижений.
Но можно по-разному относиться к этому наследию.
Можно, встретившись с этим фактом расстроиться, обидеться и всю жизнь жаловаться на то, что с родителями не повезло. Что ничего уже тут не поделаешь!
Можно не просто расстраиваться и жаловаться, но продолжать ожидать, что родители должны измениться, стать другими – любящими, дающими, уважающими, принимающими. Не находя подтверждения этому (Родителей не переделать!) продолжать атаковать родителей, обижаться, злиться, ныть…
А можно, встретившись с такой вот правдой жизни, разочароваться и если уж не принять ее, то хотя бы согласиться с такой реальностью жизни. И если не поблагодарить своих родителей (а в некоторых случаях кроме как за сам факт возможности жизни и благодарить не за что), то хотя бы не тратить энергию и время своей жизни на бесперспективные ожидания. Согласиться и идти дальше. Это позиция взрослого.
Автор Геннадий Малейчук