Противоречивые послания: ЧЕГО мы хотим от своих детей

Стоимость онлайн консультации психолога

Если вас упорно не слушается ребенок, подумайте, не получает ли он внутренне противоречивых посланий. Если ребенок не делает то, чего вы от него хотите, это не только неприятность, но и возможность. Возможность проанализировать вою жизнь, свои требования к ребенку и свои способы общения с детьми и с собой.

Большинство обращений ко мне с детьми старше 5 лет происходит по поводу инертности ребенка, нежелании учиться, заниматься спортом, что – либо полезное делать. На словах родители внушают ребенку, что нужно учиться, помогать по дому и вообще быть трудолюбивым. Но, понимаем ли мы, насколько сами способствуем тому, что дети не хотят делать усилий, к любой работе относятся негативно.

Почему вас упорно не слушается ребенок

  • Эксперимент «Чего я хочу от ребенка»
  • Ребенок должен сделать то, чего я не могу
  • Почему ребенок не следует моему примеру?

Эксперимент «Чего я хочу от ребенка»

Выпишите 10 типичных требований, которые вы предъявляете ребенку. Среди этих требований могут быть и те, которые ребенок обычно выполняет, и те, которые он не склонен выполнять, «пропускает мимо ушей».

Пример:

1. Убирать за собой вещи

2. Выбирать для еды полезные продукты

3. Заниматься зарядкой

4. Читать полезные книги

5. Учить уроки

Не во всех случаях можно так прямо ответить на этот вопрос, но в большинстве случаев можно найти аналоги требований к детям в жизни взрослых. Так, например, вы не можете делать уроки, так как нигде не учитесь, но вы можете задать себе вопрос – не откладываю ли я дела по работе, которые должны быть сделаны? Или не избегаю ли я обучения, которое мне давно нужно пройти?

  8 характеристик НЕвыносимых людей

Консультация семейного психолога онлайн

Ребенок должен сделать то, чего я не могу

  • Когда родители жалуются на необходимость идти на нелюбимую работу, они подают ребенку пример отношения к своим обязанностям в жизни.
  • Когда родители ничего не делают для собственного развития в профессиональной и личной областях, они учат ребенка быть пассивным.
  • Когда родители проводят за одним из многочисленных мониторов все свое свободное время, они моделируют для ребенка времяпрепровождение.
  • Когда родители недовольны большими домашними заданиями в школе или ждут, не дождутся каникул, чтобы самим отдохнуть, они учат ребенка ненавидеть свою учебу и стремиться к безделью.

Почему ребенок не следует моему примеру?

А что, если вы обнаруживаете, что большинство требований, которые вы выставляете ребенку, вы выполняете и сами? Если дети согласны с вашими требованиями, то примите мои поздравления – это отличный результат, которым вы и сами, наверняка, довольны.  

Но, бывает так, что большинство требований ребенок почему-то игнорирует, несмотря на очевидный положительный пример родителей. Давайте рассмотрим три основные причины, которые могут приводить к такой ситуации.

  • Эффект встречной ролевой дополнительности

Этот эффект проявляется сплошь и рядом в отношениях родителей и детей. Например, родители очень ответственны, включены в школьные занятия, а ребенок пассивен и безответственен. Родители в таком случае подменяют своей активностью деятельность ребенка, и его ответственность и инициатива не развиваются. Родителям, которые с энтузиазмом делают школьные проекты вместо ребенка не стоит ждать, что в один прекрасный день они увидят такой же энтузиазм у самого ребенка.

Другой пример, ребенок с задержкой развития речи часто воспитывается очень энергичными родителями, которые при любой попытке ребенка сказать нечто, стремятся пояснить, что он имел в виду, не давая ему развить новый уровень, речи, просто оберегая его от какой – либо необходимости в этом.

  Я научилась...

Примеры подмены и замещения родительской активностью деятельности ребенка можно приводить бесконечно. На днях наблюдала сцену в кафе: мама, нырнув под стол, энергично натягивала на своего ребенка (по виду, как минимум первоклассника) зимний комбинезон и ботинки. Мальчик при этом не только не помогал матери, но не проявлял даже малейшего интереса к происходящему, меланхолично разглядывая потолок. Нет никаких сомнений, что мама считала ребенка «несамостоятельным».

  • Родители на дистанции от ребенка

Если вы активны, общительны и любознательны, а ваш ребенок пассивен, замкнут и ничем не интересуется, то есть совсем на вас не похож, можно подумать о том, что все свои лучшие качества вы проявляете вдали от ребенка, а его фактически воспитывает кто-то другой. Да, вы его родитель, но НЕ воспитатель.

  • Требования противоречивы

Бывает, что требования к ребенку противоречивы и более явным образом. Например, от ребенка требуется одновременно  тянуться к знаниям, побольше читать, стремиться узнать новое и «не умничать». Или ему дается установка «никуда не лезь», а потом его журят за робость. В таких случаях ребенок в очень затруднительном положении: выбрав одну тактику, он обязательно будет противоречить другой. Как правило, ребенок действительно выберет что-то одно и не сможет показать вам всю неестественность ваших противоречивых требований к нему. Но, вы можете увидеть ее сами, анализируя свои отношения с ребенком.

Если ребенок не делает то, чего вы от него хотите, это не только неприятность, но и возможность. Возможность проанализировать вою жизнь, свои требования к ребенку и свои способы общения с детьми и с собой.опубликовано econet

© Елизавета Филоненко

Добавить комментарий