Почему опасно говорить «не обращай внимания», если вашего ребенка дразнят

Стоимость онлайн консультации психолога

О дразнилках, обзывалках, сплетнях, рычании – разных проявлениях вербальной агрессии у детей. О том, как можно укрепить нашего ребёнка. И, возможно, себя…

Агрессия бывает вербальной и тактильной. «А они меня обзывают», «она сплетничает», «ну мы же просто пошутили», «мы объявили ему бойкот», «мне рассказали о том, как вы не справились с задачей», «ты дрянь!», «а ты знаешь, что он/она…», «я о тебе все расскажу», «аа! Ррррр! Грррр!» – это все – вербальная агрессия.

Дети и родители: Про агрессию и как ей противостоять

Вербальная агрессия бывает активной прямой (когда слова- оскорбление, обесценивание, унижение, «вербальный импульс» – направляется непосредственно человека).

  • Я учу детей тому, что у каждого из нас есть Сила – которую мы можем вложить в действия, в победу, в развитие, которой можем себя защитить, если это нужно. Но эту же Силу мы можем направить против себя, против других, против дружбы, против отношений.

  • Я рассказываю о разнице агрессии вербальной и тактильной. Тактильная – когда нам хочется кого-то стукнуть, вербальная – когда мы кого-то обзываем или кричим.

  • И мы исследуем правило – «как дать отпор». В каком «канале» идёт воздействие, в таком нам важно дать отпор. Если нас обзывают (это вербальный канал) – если мы в ответ ударим, это будет восприниматься как неадекватная по силе реакция. Тактильная агрессия воспринимается, как более «сильная форма» агрессии. (Нам важно подобрать вербальные конструкции- реакции, которые могли бы дать нам ощущение большей силы).

Если на нас направляется тактильная агрессия (нас бьют, задирают, замахиваются ) – нам бесполезно говорить – нам важно дать отпор телом. (Остановить руку агрессора, перенаправить удар, уклониться)

  • У «тем» детских «вербальных проявлений» – есть возрастная норма. Это закономерно, когда дети в кризисе трёх лет обесценивают самое дорогое для них (маму, любимые занятия, любимые игрушки), для детей около 3-5 лет естественна тема – «попа, пукание, какашки», детей 5-7 лет – тема гениталий, у подростков – появление в речи матов. (Закономерно – но не значит, поощряемо. И я не буду тут говорить, почему у взрослых происходит «застревание» в какой-то из тем :-))))

    Консультация семейного психолога онлайн

  • Даже маленьким детям я рассказываю – Каждый раз, когда мы говорим другому какую-то гадость – это как вылить ведро грязи или чёрной краски, и после этого мы и сами грязны, и человек чувствует себя плохо, и грязи в мире становится больше. (Мы говорим о том, что экология – это не только про сортировку мусора, это и про «сортировку» внутреннего мусора)

  Лиз Бурбо: Не перекладывайте ответственность за свое счастье и несчастье

Детям младшей школы я говорю о том, что, когда мы сплетничаем – нам кажется, что это безобидно, но это – агрессия. Это говорит о том, что мы хотели бы человека «сместить» с его места, «ударить», но не позволяем себе открытую атаку, и это говорит о том, что мы не уверены себе. И когда рядом с нами сплетничают, а мы слушаем – мы становимся «соучастниками».

  • У каждого человека есть свой лимит сил, «стойкость к выдерживанию». Ребенок, возможно, может справиться с тем, когда его обижает один человек. Но если это делает несколько – это может оказаться непосильной нагрузкой. И очень важно вмешиваться взрослым. Как минимум, предлагать помощь.

  • Во всех коллективах есть те, кто чутко чувствует уязвимость других – и исследует реакции возможной жертвы. Ошибка думать, что буллеры не чувствительны – у буллеров – чудесный социальный интеллект. Им нельзя говорить – «не обижай – это его ранит». Это еще более чётче обозначат мишень.

  • для малышей приемлемый ответ – кто обзывается, тот так и называется.
  • универсальный ответ – на любые обзывания – «НУ И..?.». Эта фраза – как практика перенаправления энергии в айкидо. Как правило, у обидчиков нет вариантов ответа. А если они продолжают атаку, можно зацикленно отвечать – «ну и…».
  • мы говорим с детьми о том, в чем наша уникальность, в чем наша «суперсила». Уязвимы те, кто свою уникальность воспринимает, как недостаток. Нам важно помочь ребёнку почувствовать в том, что его отличает от других – силу.
  • псевдо-агрессивное действие. Сделать «плевалку» из ручки. Сделать маленькие шарики из бумаги. (Для безопасности – брать ручку узкой стороной, чтоб дите ненароком не проглотило бумагу) ввести правило – выдувать свернутые бумажки только в ведро или в мишень.
  • сделать разрешённым время, когда можно кричать или громко петь
  • нам важно научить ребёнка – занимать СВОЁ место. Точнее, оставить за ним право на ЕГО место. Позволить ему выбрать удобную позу, самим быть внимательным к тому, чтобы проявлять уважение к его вещам, территории, чувствам. И ему, конечно, важно чувствовать, что мы все – рядом с ним и за ним – «банда» 🙂 это наш вклад в его устойчивость.
  Привычки богатых и бедных людей – в чем разница?

Добрых взрослений! опубликовано econet

Автор Светлана Ройз

Добавить комментарий